Биография
Борис Александрович Чайковский (1925 — 1996) родился в Москве. Окончил школу и техникум им. Гнесиных у педагогов Евгения Осиповича Месснера, Виссариона Яковлевича Шебалина (композиция) Александры Никандровны Головиной и Елены Фабиановны Гнесиной (фортепиано). «Я считаю большой удачей своей жизни, что меня учили крепкому усвоению азов формы и необходимости яркой мелодии, не строя никаких теорий… При этом Евгений Осипович Месснер вовсе не был чужд и новой музыке. Он ценил Шенберга и Хиндемита, показывал сочинения Стравинского и других тогда еще живых композиторов». В 16-летнем возрасте Борис поступил в Московскую консерваторию, занятия в которой были прерваны войной. Консерваторское обучение по композиции продолжил у Шебалина, по фортепиано занимался у Льва Николаевича Оборина. Два года занимался в классе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. После изгнания его как формалиста из консерватории, закончил курс в 1949 году у Николая Яковлевича Мясковского. «Мои педагоги – такие разные, но сходившиеся в главном. Ими никогда не снимался вопрос качества, а ложными рассуждениями о проблемах, о чем-то таком, о чем только и следует думать, они не занимались вовсе»,– вспоминал Борис Александрович.
Первыми исполнителями сочинений композитора были Александр Гаук, Самуил Самосуд, Рудольф Баршай, Виктор Пикайзен, Мстислав Ростропович. Позже – Галина Вишневская, Кирилл Кондрашин, Галина Писаренко, Наталья Шаховская, Ирина Бочкова, Владимир Федосеев, Эдуард Серов, квартеты им. Бородина и им. Прокофьева.
Борис Александрович работал в Союзе композиторов СССР и Москвы, преподавал (последние 7 лет жизни) на кафедре композиции в Гнесинском вузе.
Борис Чайковский – крупнейший симфонист 2-ой половины ХХ века («Севастопольская симфония», «Симфония с арфой», поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток», «Музыка для оркестра», 4 инструментальных концерта и др.), автор индивидуально-неповторимых камерно-вокальных и камерно-инструментальных сочинений, яркой музыки в кино (“Айболит-66”, “Серёжа”, ”Женитьба Бальзаминова”, ”Гори, гори, моя звезда”, “Уроки французского”, “Москва, любовь моя”, “Лоскутик и Облако” и др.), создатель остроумных музыкальных сказок для детей (по Андерсену, Д. Самойлову и др.)
“Внешняя канва жизни Бориса Чайковского проста. Ее сюжет и содержание заключены в его сочинениях, — говорит в фильме Юлия Файта, посвященном композитору, Давид Самойлов. — Он рос, учился, а дальше — музыка…”. Борис Александрович редко покидал Москву, мало бывал за границей: в молодые годы – по понятным причинам, позже – непартийный и не пресмыкающийся – был практически «невыездным», а в последние годы жизни отказывался даже от престижных предложений. Главное внимание его было сосредоточено на художественных созданиях, утверждающих Божественную гармонию, ибо соприкоснуться с ней Борису Чайковскому было назначено судьбой.
В последнее тридцатилетие музыка Б.А. Чайковского, и до того не имевшего шумной славы, стала звучать еще реже… На мой вопрос “какой Вам видится наша теперешняя (речь идет о 80-х годах) жизнь?”, он ответил: Суетного много… Почему сейчас так плохо в области музыкального искусства? Смещены критерии. Не то, чтобы не было людей или музыки. Но под этим названием мы слышим засоряющий пространство шум. Громкие слова и призывы «надо что-то делать» — звук пустой: митингами культуру не поднимешь. Если с горы спихнуть тяжелый камень, то он свалится вниз. Нет такой силы, которая бы заставила его покатиться обратно»…
Валида Келле