МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БОРИСА ЧАЙКОВСКОГО» (к 80-летию со дня рождения)
12-14 сентября 2005 года Гостиная Дома Шуваловых (Москва, Поварская, 30) Конференция организована при поддержке
Федерального агентства по культуре и кинематографии
Без имени Бориса Александровича Чайковского (1925-1996) невозможно представить себе отечественную музыку 2-й половины XX века. Творчество Б. Чайковского продолжает в индивидуальной форме коренные традиции русской и мировой музыкальной классики.
Тем не менее, музыка этого композитора, ученика Н. Мясковского, В. Шебалина, Д. Шостаковича, не получила должного признания не только за рубежом, но и в своем Отечестве. До сих пор о композиторе не издано сколько-нибудь полного и достойного исследования.
Надеемся, что первая конференция, посвященная творчеству и личности этого музыканта, будет способствовать пониманию ценности созданного им и привлечет внимание молодых исследователей и исполнителей.
Оргкомитет
12 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 11-00
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
Лейе Татьяна Евгеньевна (Москва)
Профессор РАМ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения. Область научных интересов — природа музыкальных жанров (в творчестве И. Брамса, Э.Грига, Д. Шостаковича, Б. Чайковского), культурология (поздний Шостакович – Достоевский, Чехов – Шостакович). Автор педагогических пособий, публицистических статей.
Тема: Б.А.Чайковский – к вопросу стиля и стилевых диалогов в творчестве.
Овсянкина Галина Петровна (Санкт-Петербург)
Доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой звукорежиссуры Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Область научных интересов — отечественная музыка второй половины 20 века, музыкальная психология. Автор свыше 200 научных и критических публикаций, в том числе монографий «Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д.Д. Шостаковича», «Фортепианные сонаты Бориса Тищенко».
Тема: Феномен «Симфонии с арфой» Бориса Чайковского
Борисова Елена (Москва)
Кандидат искусствоведения (тема диссертации — «Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70-90-х гг. 20 века», 2005). Сотрудник Музыкального информационно-издательского центра «Филармоник», ответственный редактор иллюстрированного справочника-каталога «Музыкальная жизнь Москвы 2005».
Тема: Художественное время в «Симфонии с арфой» Бориса Чайковского
Кушнир Михаил Борисович (Тамбов)
музыковед, педагог, музыкальный деятель. Создатель авторской методики развития музыкального мышления, аудиопособий по музыкальной литературе, автор многих публикаций по развитию творческих способностей.
Тема: Сочинения Б.А. Чайковского в процессе обучения подрастающего поколения
12 СЕНТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК, 15-00
Попова Татьяна (Москва)
Музыковед, дипломница РАМ им. Гнесиных (класс Н.С. Гуляницкой), работает над темой «О художественном мире А. Пярта: новая простота в сакрально-хоровой музыке». Преподаватель ДМШ № 18. Имеет несколько опубликованных в прессе статей о композиторах и исполнителях.
Тема: Мир сказки Бориса Чайковского
Красникова Татьяна Николаевна (Москва)
Профессор РАМ им. Гнесиных, декан историко-теоретико-композиторского факультета, кандидат искусствоведения. Круг научных интересов связан с музыкой 20 века, синтезом искусств. Автор монографии «Фактура и стиль: истоки и эволюция», учебных пособий, статей, в т.ч. о творчестве Б. Чайковского. Член Художественного совета Дома ученых при Российской академии наук, искусствовед Художественного фонда России.
Тема: Струнные квартеты Б.А.Чайковского: стилистика жанра
Маркелов Павел (Москва)
Композитор, создающий композиции традиционных жанров, а также для колоколов Звонницы («Колокольный индиктион»). Кафедральный звонарь Русской православной старообрядческой Церкви (Успенская храм-колокольня в Москве), solo-флейтист группы Tellen Gwad.
Тема: М-Константа
Лихт Виктор Аронович (Россия-Израиль)
Музыковед, музыкальный журналист, кандидат искусствоведения, сотрудник газеты «Вести» (редактор-стилист и автор публикаций). В разные годы работал в редакции журнала «Советская музыка», музыкальном издательстве Israeli Music Publication. Автор многих научных и публицистических работ, в т.ч. о творчестве Б. Чайковского.
Тема: Мои встречи с Борисом Чайковским
13 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК, 11-00
Вульфов Алексей Борисович (Москва)
Композитор, писатель, музыковед, публицист, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог. Автор книги воспоминаний о Г.В. Свиридове – «Теперь лишь вспоминать» (2004 г.), автор многочисленных радиопередач, в т.ч. о творчестве Бориса Чайковского. Был ведущим консультантом оргтворческой комиссии камерной музыки в СК СССР под руководством Б.А. Чайковского.
Тема: Композиторская и творческая личность Б.А. Чайковского
Дурандина Елена Евгеньевна (Москва)
Доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных. Научные интересы связаны с историей русской музыки 19 и 20 веков. Автор работ о Мусоргском, Прокофьеве, Гаврилине и др. Особое внимание уделяет вокальным жанрам в контексте истории русского классического романса.
Тема: Эхо поэта: о вокальных циклах Б. Чайковского
Ганжа Анна (Москва)
Студентка 5 курса историко-теоретического факультета РАМ им. Гнесиных (класс В.М. Келле), изучающая тему природы композиторского замысла в творчестве современных русских композиторов. Автор публикаций в журнале «Мелодия» о творчестве И. Егикова, Е. Подгайца, А. Эшпая.
Тема: «Лирика Пушкина» Б.Чайковского — от замысла до воплощения
Карпинский Игорь Владимирович (Москва)
Музыковед, сотрудник издательства Baerenreiter, преподаватель ДМШ им. Бориса Чайковского. Автор более 30 работ по теории и истории отечественной музыки, опубликованных в России и за рубежом.
Тема: Особенности циклообразования в «Четырех стихотворениях И. Бродского»
Петрушанская Елена Михайловна (Москва)
Петрушанская Елена Михайловна (Москва)
Музыковед, культуролог, эссеист. Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ искусствознания РАН. Ракурс исследовательской деятельности – музыка в пересечении с другими видами культуры: СМИ, литературой, театром. Автор более 100 научных работ (в т.ч. 3-х монографий), радио и телепередач, участник научных конференций в разных странах Европы. Преподаватель (в разные годы) ГМПИ им. Гнесиных, РГГУ, Болонского университета.
Тема: Об истории создания и некоторых особенностях стиля «Четырех стихотворений И.Бродского»
13 СЕНТЯБРЯ, ВТОРНИК, 15-00
Демина Марина Витальевна (Стокгольм, Швеция)
Музыковед, выпускница ГМПИ им. Гнесиных, дипломная работа была посвящена музыке Б.Чайковского. Сотрудник Государственной музыкальной библиотеки Стокгольма.
Тема: Некоторые художественные принципы индивидуального авторского стиля Б. Чайковского
Беляева Валентина Васильевна (Стокгольм, Швеция)
Композитор, поэт, исполнитель народных песен, педагог, публицист, автор работ о ценности музыки. Лауреат Международного конкурса «Классическое наследие», ряда Всероссийских музыкальных конкурсов. Автор поэтического сборника «Золотая свирель».
Тема: О ценности музыки Бориса Чайковского
Серова Генриетта Алексеевна (Санкт-Петербург)
Профессор, зав. кафедрой концертмейстерского мастерства Санкт-Петербургской консерватории, кандидат искусствоведения (тема диссертации — «Камерное творчество Бориса Чайковского (некоторые аспекты исполнительского анализа)». Член жюри Международных конкурсов. Ведет активную концертную деятельность (в России, США, Японии, Евросоюзе). Автор нескольких опубликованных работ, а также перевода книги Франса Ц. Лемэра «Музыка ХХ века в России и в республиках бывшего Советского Союза».
Тема:Вокальная музыка Б.А. Чайковского — исполнительский анализ
14 СЕНТЯБРЯ, СРЕДА, 15-00
Золотов Андрей Андреевич (Москва)
Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, Премии Правительства Москвы, премии им. А.В. Луначарского, профессор. Писатель, критик, сценарист. Автор исследований, статей о Г. Свиридове, С. Рихтере, Е Мравинском, В. Фельзенштейне, И. Андронникове, А. Ведерникове, М. Рейзене, Д. Шостаковиче, Ч. Айтматове, В. Астафьеве. Автор более 30 документальных фильмов об искусстве. Инициатор создания фильма о Борисе Чайковском (режиссер Ю.А. Файт).
Тема: Борис Чайковский – музыка, открывающая личность
Пирез Симон (Париж, Франция)
Доктор музыковедения (докторская степень от Сорбонны за диссертацию о творчестве Мосолова), преподаватель музыкального колледжа. Автор многих публикаций о русских композиторах — Н. Мясковском, Д. Шостаковиче, М. Вайнберге, А. Эшпае и др.
Тема:Творчество Б. Чайковского в контексте общеевропейских тенденций 2-й половины 20 века
Келле Валида Махмудовна (Москва)
Доцент РАМ им. Гнесиных, Директор Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского. Круг интересов связан с музыкальной культурой 20 века, прежде всего с изучением и пропагандой творчества Б. Чайковского (более 30 публикаций, сборник статей о композиторе, 1997). Автор статей в научных сборниках, учебниках, энциклопедиях, журналах и газетах в России и за рубежом, аннотаций к дискам, концертам, а также радиопередач, комментариев к концертам. Продюсер концертов камерной музыки (более 50), в т.ч. 12 концертов, посвященных творчеству Бориса Чайковского.
Тема:Творчество Бориса Чайковского как музыкальная автобиография
На конференции музыка Б.А. Чайковского звучит в исполнении Елены Япаровой (сопрано), Галины Серовой (фортепиано), Елены Фурносовой (сопрано), Роберта Марискина (фортепиано), Ольги Бабиной (виолончель), Сергея Сафронова (фортепиано), Тима Брауна (бас-баритон), Татьяны Келле (альт), учеников ДМШ № 18.