Я даже не знаю, как мы добрались до ДШИ № 4 г. Балашихи, в микрорайон Дзержинского – такими заковыристыми путями в объезд пятничных заторов водил нас навигатор. В конце пути нас ждала крохотная школа искусств, расположившаяся в узком переходе между жилым домом и зданием почты. Здесь 28 ноября 2020 года без родителей и зрителей, разве что перед объективами видеокамер, состоялась премьера музыкальной сказки, составленной из песен одного из моих самых любимых композиторов ХХ века, потрясающего Бориса Чайковского. Участие в постановке принимали почти все учащиеся: вокальное и хоровое отделение пели, инструменталисты играли (среди них, кроме обычного в таких случаях рояля, были – скрипка, флейты, кларнет, полный комплект ударной группы с большим, малым барабаном и всевозможной перкуссией, гитары, баяны, аккордеоны, мелодика), хореографическое отделение дополняло ход спектакля изящным пластическим компонентом, художники подготовили настоящие профессиональные декорации – дом Людоеда, дачу Кота, домик трех Поросят, городские крыши. В результате в миниатюрном концертном зале, как в волшебной музыкальной шкатулке развернулась настоящая СКАЗКА!
В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения Бориса Чайковского. Когда-то, в 1950-х –1970-х годах он написал много музыки и песен для радиосказок «Кот в сапогах», «Оловянный солдатик», «Слоненок-турист», «У Слоненка день рождения», «Калоши счастья» и других. В 2016 году Фонд сохранения творческого наследия композитора собрал ноты этих песен под одной обложкой, выпустив сборник «Борис Чайковский. Песни для детей», после чего у широкого круга музыкантов и педагогов появилась возможность познакомиться с ними и использовать в своей работе и в домашнем музицировании.
Борис Чайковский (1925-1996) был композитором очень тонко чувствующим, много размышлявшим, с бескомпромиссными представлениями о добре и зле и, конечно, профессионалом высокого класса. Он отразил в своих симфониях, квартетах, концертной и камерной музыке бег, проблемы и крутые повороты своего времени. Он обладал редкой способностью писать музыку легкую, понятную и прекрасную. Мало найдется примеров в музыке ХХ века, которые можно слушать с таким же наслаждением, как произведения Б. Чайковского: бесконечные мелодии, свежие звукосочетания, будто светящиеся изнутри, ювелирная инструментовка – все это среди ясных, почти речевых инструментальных интонаций, в каждой из которых видна личность автора. А в музыке для детей все мастерство и, одновременно, вся глубина постижения композитором мира словно сконцентрирована. Он считал, что «детская музыка должна быть не какой-то особенной, а просто как можно лучше».
Еще одна характерная черта, которая бросается в глаза: вовсе не будучи шутником, Б. Чайковский обладал искрометным, но при этом таким интеллигентным чувством юмора. Некоторые его вещи просто невольно заставляют улыбаться, иногда даже сам не знаешь почему. Вот зеленые горошины танцуют чисто опереточном стиле (но это без тени пошлости), а вот жеманный писарь в ритме вальса заводит дело о краже старых панталон. А Кот в сапогах! Да песни, которые он поет, просто делают его мачо, идеалом и мечтой! Недаром принцесса в него влюбляется в конце вместо назначенного ей Маркиза Карабаса. Подобное чувство юмора, вероятно, является спутником большого, настоящего таланта, наверняка оно-то и сблизило Б. Чайковского с Роланом Быковым и Давидом Самойловым. Результатом сотрудничества с первым стал фильм Айболит-66, многолетняя работа со вторым дала жизнь целому вороху сказок, в которых наполненный улыбками и детской непосредственностью текст существует наравне с музыкой.
Но вернемся к нашему спектаклю! Итак, повернули ключик в старинных заводных часах – и началось представление! Дети в доме Людоеда устроили танцы, чем вывели его из себя. В порыве гнева он превращает их в Солдатиков, чтобы приносили пользу, охраняя границы государства. Добрая Волшебница дает несчастным в помощь девочку Алису, вместе с которой они отправляются на поиски Розы, способной снять злые чары. Ну а Роза у Кота, Кот то по крышам гуляет, то на даче сидит на заборе, а еще без сосисок из волшебного горшочка помогать не собирается! Нужно искать Горшочек. «Цик-цик-цуцик! Тропка, тропинка, дорожка, роща, дубрава, лесок… Прямо, правее немножко, влево и наискосок…» По дороге им встречаются три Поросенка, ребята, идущие на день рождения к Слоненку. Вот, наконец, Горшочек у них, долгожданная Роза раздобыта, Алиса поет ей дифирамб. «Тик-так!» – звенит часовой механизм, возвещая окончание истории.
И неважно, кстати, что все эти песни из разных историй, они очень органично смотрелись вместе. Как сказала однажды Светлана Гордасевич, автор постановки сказки «Лоскутик и Облако» в детской театральной студии ДШИ им. Рихтера, «при помощи песен Бориса Чайковского легко можно создать атмосферу детства и праздника». Она удалась и в этот раз. Дети с удовольствием играли, пели, танцевали, и им, правда, было весело. При том, что пели они хорошо. В каких-то номерах, даже в условиях малюсенького зала удалось применить стереоэффект: марширующим Солдатикам подпевали укрывшиеся за занавесом рядом с инструменталистами хористы, получилось ощущение большого войска! А как здорово, что весь спектакль был озвучен инструментами! Как и в оригинале, в записи на радио, «Цик-цуцик» (сказка «Слоненок-Турист») звучал у баянов и аккордеонов, Людоеду (из «Кота в сапогах) вторил кларнет в низком регистре, на даче Коту («Слоненок-турист») непринужденно аккомпанировали гитары, скрипка украшала песню Алисы (Танцовщицы из «Оловянного солдатика»), барабан сопровождал марш Солдатиков (из той же сказки). Ведь Борис Чайковский недаром предусмотрел эти инструментальные вкрапления к характерам своих персонажей – так они как будто оживают, выходят к нам навстречу из сказки, а может быть, мы оказываемся внутри нее, в окружении самых разнообразных звуков.
В целом, получился спектакль, по качеству, тщательности проработки, ценности достойный профессиональной театральной сцены.
Нужно не забыть, что он стал продолжением поставленной этой же школой четыре года назад не менее замечательной сказки об Алисе, которая странствовала по волшебной стране и попала в конце концов в гости к Королю, что жаловался на недостаток средств для своего праздника (Ах, у нас, королей, дело плохо! Где достать сто рублей? Вот эпоха!).
Анастасия Сергеевна Ларцева, директор, автор идеи и главный режиссер постановки новой сказки об Алисе и детях Людоеда, объединившая идеей сказок Бориса Чайковского всех учащихся своей небольшой школы, так объясняет свое очередное обращение к этой музыке (в этом году, юбилейном для композитора, когда пандемия сломала многие планы и проекты, концертов, посвященных его памяти не было почти совсем):
«Благодаря своим родителям, я с детства воспитываясь на прекрасных образцах музыки. Это подобно закладке нужных кирпичиков, которые впоследствии выстраиваются в надежный дом. Одним из таких, качественных, нужных кирпичиков и послужила для меня музыка Бориса Чайковского. Да его музыку, написанную для детей, я знаю почти всю наизусть! Это мое счастливое детство, когда я слушала пластинки, а мое воображение рисовало мне героев, их приключения! И сегодня в работе с детьми разного возраста этот опыт мне очень помогает. Я могу мгновенно придумать им различные образы, правдиво и вкусно описать ту или иную ситуацию, и мне верят. К моему глубочайшему сожалению, большинство современных детей такого воображения лишены. Поэтому мне и хочется, обращаясь, надеюсь, не в последний раз, к творчеству Б.Чайковского, тем самым закладывать в них самые теплые и правильные кирпичики. Ведь его песни очень ярки, доступны для осознания и понимания детьми.
Мне бы хотелось, чтобы все дети воспитывались на лучших образцах нашего наследия, коим и является музыка Б.А.Чайковского!»
Анна Авдеева