Интервью с В.М. Келле
Финал Концерта-презентации в Балашихе
Феликс Смирнов (МССМШ им. Гнесиных) после исполнения Скерцо из к/ф «Серёжа»
«Сказки Андерсена» – постановка ДШИ им. Рихтера
М.Р.: Валида Махмудовна, что нового и интересного происходит в деятельности Вашего Фонда в последнее время?
В.М.: По поводу интересного – кому что интересно, для меня же любое событие, связанное с жизнью музыки Бориса Александровича Чайковского, самое важное. 17-го марта в школе имени Бориса Чайковского состоялся концерт из его произведений, открывающий Третий Московский фестиваль детского и юношеского творчества, где участвовали педагоги и ученики школы. 18-го марта в Башмет-центре звучали Фортепианное трио, Скрипичная соната, части из «Лирики Пушкина», два романса на стихи М. Лермонтова. Все было прекрасно исполнено! С удовольствием назову имена музыкантов – это сопрано Татьяна Барсукова, скрипачи Александр Кузавов и Анна Симонян, пианисты Тамара Третьякова и Артём Селиванов, виолончелистка Екатерина Земскова.
Но в последнее время посмертная судьба композитора идет под знаком музыки для детей. Нам (нашему Фонду и Национальному Фонду поддержки правообладателей) удалось выпустить сборник детских песен Бориса Александровича. Хотелось, чтобы этот сборник получило как можно большее количество музыкальных школ и хоровых коллективов. К счастью, в этом мне помогают студенты, которые, как пчелки, развозят эти сборники в разные города (и не только России). Хотелось сразу услышать, как дети поют эти песенки. Ведь они писались не для исполнения детьми. Это был жанр, практически пропавший сегодня – радиопостановки. Борис Александрович написал музыку, ее исполнили и записали на Всесоюзном радио взрослые актеры.
Король – Адам Салим. Концерт — презентация в Балашихе
Позже эти музыкальные сказки были изданы фирмой «Мелодия» на виниловых дисках, а также (в основном контрабандно) разошлись в каком-то количестве на кассетах.
Наш сборник составлен по принципу – ноты и запись соответствующих песен. Оказалось, что песен на «Мелодии» сохранилось столько, сколько на диске, вложенном в сборник… А изданных песен могло быть больше. Тема, «как много ценного мы умеем потерять» – просто травмирующая…
Концерты-презентации детских песен Бориса Чайковского стали праздниками! В ноябре мы организовали два скромных концерта.
Прелюдия си-минор. Исполняет Александр Сыроваткин, ДМШ им. Бориса Чайковского
Романс кота исполняет ученик ДШИ им. Андреева Рустам Сулейманов и педагоги Татьяна Гриднева (флейта) и Татьяна Матвеева (гитара)
М.Р.: Вы считаете их скромными? Я была на одном и сбилась со счета, сколько участников там было.
В.М.: Да, Вы были, кстати, спасибо Вам, Маша, за видеосъемку очень хорошего качества! Залы были маленькие – Шуваловская гостиная и Зал Дирекции образовательных программ. А участников, действительно, было немало – около ста школьников. Я порадовалась, что откликнулись не только те школы, которые уже знали музыку Бориса Александровича, как школа Рихтера, Мурадели или Шостаковича, но, например, маленькая школа из Подольска. Маленькая, но с большой программой! Их педагог – в прошлом наша гнесинская студентка, Елена Канаева, не побоялась издалека привезти детей.
Песня о школе – ученица школы Марии Аверьяновой Мария Шкатулина
М.Р.: Уровень выступлений, как мне показалось, был неодинаков. Получается, что детские песни детям не по силам?
В.М.: Оказалось, по силам. И в плане диапазона, и дыхания, и фразировки.
А главное – их содержание и настроение настолько соответствует детскому миру!
Маша, для каких-то школ это было не первое выступление, поэтому они были увереннее. Другие только выучили кажущиеся простыми фортепианные пьески и песни Бориса Александровича. Были неопределенно взятые или медленноватые темпы, а это очень сказывается на характере музыки. Артикуляция некоторых маленьких исполнителей страдала. Но я не хочу углубляться в исполнительские неточности, думаю, педагоги сами слышат их и будут двигаться к идеалу.
Песни (сольные и хоровые), как я сказала, писались не для детского исполнения. Не мне первой пришла в голову идея их исполнения юными, знаю об отдельных случаях постановки школами «Оловянного солдатика», например. Отдельные песенки пели в школьных занятиях и в концертах ученики школы, которая носит имя композитора. В 2005-ом году в фестивале к 80-летию композитора, который делал Фонд, был концерт детской и киномузыки композитора в Большом зале Гнесинского вуза. Помню, что проходил он в переполненном зале и в какой-то особенно восторженной, наполнявшей зал, ауре. Тогда две школы – школа № 18 с песенками из разных сказок (там работала с детками студентка Татьяна Попова) и школа имени Шостаковича, подготовила хорики из «Лоскутика» (педагоги Тамара Михайловна Гурджиян и Ирина Андреевна Городничева). И какое это было исполнение! И какие восторги разливали педагоги, восклицая: «Какая идея! Эта такая ласковая, высокая музыка могла пройти мимо нас!»
Марш Оловянных Солдатиков исполняет младший хор ДМШ им. Мурадели
М.Р.: Почему же тогда эта музыка так мало звучала?
В.М.: Во-первых, было мало изданных нот. Во-вторых, надо было принять мысль, что вокальные сочинения Бориса Чайковского для детей – не прямой педагогический репертуар, но, тем не менее, их можно включать в занятия по сольфеджио, петь сольно и хором. И нужно было ее (эту музыку) вспомнить. В последние годы мне пришлось рассказывать о музыкальных сказках и о фортепианных пьесах Бориса Александровича педагогам школ раз сто! Началось это активное движение детской музыки в школы с решения Софьи Валерьевны Ручимской, которая руководит у нас центром профессиональной переподготовки. Она задала как-то вопрос, есть ли у меня тема для педагогов музыкальных школ. Я предложила поговорить о природе музыки для детей и показать музыкальные сказки Бориса Чайковского. Софья Валерьевна одобрила тему. После первой лекции воцарилась необыкновенная тишина, и я подумала – не понравилось. Но тишина вдруг взорвалась вопросами и просьбами – где взять, дайте записи и ноты! Потом Дирекция образовательных программ пригласила меня прочесть курс на ФПК, и одной из тем я также дала музыку для детей. Были еще разные выступления – на конференции Всероссийского общества ритмистов и другие лекции, где я рассказывала об этой музыке. Сейчас можно сказать, музыкальные школы Москвы, Подмосковья и других городов, получив сборники, послушав концерты, развернулись к этому новому для них репертуару.
Но это не значит, что исполнять сочинения для детей Бориса Александровича легко. Тамара Михайловна Гурджиян, музыкант высочайшего класса, сказала мне, что, взяв «Марш оловянных солдатиков», она не подозревала, что это продвинет школьников сразу на два года вперед – в нем оказался сдвиг в тональность седьмой низкой!
М.Р.: Они чистенько пели.
В.М.: Не просто чистенько – у младшего хора звучали такие бархатные альты!
М.Р.: Интересна постановка учениками школы имени Рихтера «Лоскутика».
Постановка ДШИ им. Рихтера «Лоскутик и Облако»
В.М.: Этот школьный театр существует много лет, мне кажется. Их руководители – хоровой преподаватель Светлана Гордасевич, режиссер Наталья Горшкова и концертмейстер Юлия Ивашина – прекрасно работают с детьми! В 2015 году они привозили этот спектакль в Питер, в институт имени Герцена на конференцию, посвященную Борису Чайковскому, и украсили своим выступлением концерт. Там было еще несколько детей из школы имени Бориса Чайковского, ярко исполнивших его фортепианные пьесы.
М.Р.: Есть ли еще что-то подобное, я имею в виду, театрально-постановочное?
В.М.: Да, и об этом скажу с особым удовольствием! Ко мне на стажировку определили изумительного школьного педагога – Оксану Каменскую. Она не только педагог, но и завуч школы № 4 в Балашихе. Возможно, Оксане Николаевне помогает образование (она окончила педагогический вуз), но скорее всего это природная талантливость, она – истинный продюсер с живым восприятием. Влюбившись в музыку Бориса Александровича, она начала действовать. Директор школы Анастасия Сергеевна Попова тут же откликнулась на идею концерта, в своем детстве она, к счастью, слышала эти песенки, не зная или не помня фамилию автора. Хоровые песни с детьми учила Ирина Александровна Жукова. Инструментальные партии играли и педагоги, и выпускники, и ученики. Имея такой творческий потенциал руководителей, маленькая школа (в которой даже зала своего нет, она находится в подвальном помещении с четырьмя кабинетами) подготовила театральную постановку. Хоровые и сольные песни из разных сказок связались в некое сказочное повествование на основе сюжетного импульса: узнаваемый детьми персонаж – Алиса – ищет дорожку, чтоб попасть на бал к Королю. К спектаклю были привлечены сто человек! Хор, солисты (среди них трехлетние подготовишки и трое выпускников школы) пели прекрасно и с такой неподдельной увлеченностью! Но меня поразило и другое. Школы получили сборники с песнями в клавирном изложении и так их и исполнили, с роялем. Было одно исключение – педагоги школы им. В. Андреева создали вариант сопровождения песни Кота с флейтой и гитарой. Оксана Каменская же попросила дать им партитуры автора. У Бориса Александровича песни в радиопостановках звучали в сопровождении ансамблей инструментов. И я бы сказала, в таких непрактичных, изысканных инструментальных нарядах – несколько аккордов аккордеона, мотив трубы, подхватываемый кларнетом, виброфон на крыше для романтика-Кота…
Кот в сапогах – Екатерина Дерявко (Концерт -презентация в Балашихе)
М.Р.: Знаю, о каком виброфоне Вы говорите – в Сказке «Кот в сапогах» Давида Самойлова…
В.М.: Я послала лишь три имеющиеся у меня песни в партитурном виде, но, когда приехала, услышала, что музыканты на сцене играют все в авторской инструментовке! Подлинно профессиональный подход!
Свою постановку балашихинская школа повторила в общеобразовательной школе в огромном зале на 700 человек. Дети младших классов слушали внимательно, изредка радостно помахивая участникам на сцене. Я сидела и думала – как жаль, что композитор не может видеть такого пиршества своей музыки, которое дарится одними детьми другим. Знаю, что школы, соприкоснувшиеся с музыкой Бориса Чайковского, не расстанутся с ней. Ведь фестиваль, который прошел в школе имени Бориса Чайковского, подтвердил этот растущий интерес к музыке композитора.
Музыка для детей Бориса Александровича – чудесное противоядие от мусора, которым завалены наши уши.
Надеюсь, эту пропасть настоящего, посредственного и откровенно низкого осознают детские педагоги. Сейчас открою сборник материалов о Борисе Чайковском (вот, на 220-й странице), чтобы процитировать слова Тамары Михайловны Гурджиян: «Давайте нам Бориса Чайковского! Это необходимо, особенно сейчас. Может быть, когда вся пена не вышла на поверхность, она была незаметна. Но когда осталась одна пена… (сейчас как никогда!) И вдруг пробилась такая красота!»
11. После концерта в ДМШ №4 Балашихи (слева направо): О.Н. Каменская, заместитель начальника Управления культуры г. Балашиха Марина Анатольевна Чернова, В. М. Келле, концертмейстер Олеся Викторовна Ивановна, преподаватель Элина Юрьевна Змановских, А. Стрельник, А.Сорокин, Д. Абудеев, А. С. Попова.
Беседу вела Мария Рузанкина