В воскресенье, 12 мая в Баженовском зале музея-заповедника «Царицыно» состоялся концерт, посвященный одному из крупнейших отечественных композиторов XX века – Борису Александровичу Чайковскому.
Организатором концерта стал молодой дирижер и виолончелист, выпускник РАМ имени Гнесиных, Иван Прудников. при поддержке Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского. Слушателям была предоставлена возможность погрузиться в своеобразный творческий мир произведений композитора, котором сочетаются прошлое и будущее, классический и современный музыкальный язык.
Отдельного внимания заслуживают исполнители: заслуженная артистка России Яна Иванилова (сопрано), лауреат международных конкурсов Анастасия Аверьянова (виолончель), струнный квартет имени Валерия Самолётова, ансамбль Espressivo (дирижёр — Иван Прудников).
Музыка выпускника Московской консерватории, ученика Дмитрия Шостаковича, автора симфоний и концертов, камерных и вокальных сочинений, музыки к большому количеству кинофильмов, не часто звучит на сценах концертных залов. Однако, его произведения отличаются оригинальностью, неповторимостью и тонкостью музыкального мышления. С личностью и творческим кредо композитора слушателей познакомила учредитель и директор Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского – Валида Келле.
Борис Чайковский — яркий и своеобразный мастер, нашедший свой собственный путь в искусстве. Он не следовал соблазнам моды и опирался на свою интуицию. Его произведения привлекают поразительным ощущением звука, изобретательностью, свежей и прозрачной инструментовкой, богатством фактуры.
В программу концерта вошли произведения для небольших составов: Камерная симфония, сюита для виолончели соло, струнный квартет № 6 и кантата «Знаки Зодиака» для сопрано, клавесина и струнных на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого. Каждое из них представляет собой оригинальный, индивидуальный подход, а также интересное художественное решение.
Открывала концерт ясная и содержательная «Камерная симфония». Каждая из ее частей отличается яркостью и оригинальностью. Ведущей идеей этого произведения является стремление от мрака к свету, от взволнованности к спокойствию.
Сюита для виолончели соло занимает важное место в творчестве композитора. Именно с нее началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бориса Чайковского с Мстиславом Ростроповичем – выдающимся виолончелистом. Композитор был одним из немногих авторов XX века, кто обращался к жанру сольной инструментальной сюиты. В данном произведении композитор раскрывает все лирические и технические возможности виолончели как выразительного концертного инструмента.
Лирическим размышлением можно назвать Струнный квартет №6. Он отличается единством замысла и содержания. В нем ярко проявляется оригинальный мелодизм композитора. Этот квартет отличается интонационным богатством, в нех слышна неустанная душевная работа. Это же требуется и от слушателя, который получает взамен высокое наслаждение истинным искусством.
Размышления о жизни и смерти воплощаются в кантате «Знаки Зодиака» для сопрано, клавесина и струнных, на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой и Н. Заболоцкого. Эта кантата, давшая название всему концерту, стала его кульминацией. Она насыщена драматизмом и выразительностью. Композитор тщательно относится к поэтическому тексту, стремится передать общую атмосферу стихотворений, ставших источником вдохновения для создания кантаты, музыка и слово в которой представляют собой неразрывное единство.
Музыка Бориса Чайковского нашла горячий прием у публики, среди которой были слушатели разных поколений. Все произведения были единодушно приняты. Возможно, кто-то испытал чувство благодарности за концерт, показавший мир самобытного русского художника-инструменталиста.
Екатерина Пекушкина, музыковед, магистрантка РАМ имени Гнесиных